Доходный дом Алексея Павловича Мешерского

Главная страница ˃˃ Библиотека

Доходный дом Алексея Павловича Мещерского
 

Сегодня мы с вами зайдём в одну из самых красивых, оригинальных и хорошо сохранившихся парадных города. Добро пожаловать на Кирочную улицу, 22 — в доходный дом горного инженера Алексея Павловича Мещерского.

 

    

 

    

 

    

                                                                                                                                                                                                                                                                        Дом был построен в 1911 году в фешенебельной Артиллерийской слободе, занятой в основном административными зданиями и доходными домами, принадлежавшими военным. Исследователи архитектуры до сих пор спорят относительно того, кто был его автором. Согласно основной версии, его спроектировал и построил дуэт из видного зодчего Василия Васильевича Шауба и его не менее именитого коллеги по цеху Претро Ипполита Александровича. Среди остальных построек своего десятилетия дом выделяет нетипичный стиль. Такого нарядного, но одновременно ироничного неоклассицизма в гремучей смеси с модерном в городе не найти. В 2019 году особенно удивляют отлично сохранившиеся интерьеры парадной.

За симметричным фасадом прячется настоящая выставка отделочных материалов. Парадная лестница облицована бело-серым мрамором, на стенах — пилястры, отделанные венецианской штукатуркой под ценные породы камня. Потолок украшен кессонами (декором в виде углублений на перекрытии). Сохранился лепной декор на потолке и стенах, деревянная входная группа.

В парадной сохранились деревянные квартирные двери в неоклассическом стиле. Над ними расположены плафоны с росписями, изображающими стилизованную лепнину, — тоже оригинальными, начала ХХ века.

Окна в парадной украшены простыми, но изящными витражами. Геометрический узор из стёкол разных фактур отличается от обычного петербургского витража того времени — богатого на флоральные мотивы, яркого, очень декоративного. Красивая деталь, которую сложно заметить сразу, — металлические переплёты витража в этом доме шире, чем обычно в домах того времени. В этом доме металл — полноценное изобразительное средство на холсте витража, он не служит только для того, чтобы удерживать на месте стекла. Общая сдержанность решения оконного заполнения компенсируется размерами самого проёма — в парадной так называемые «французские окна», высотой от самого пола до потолка. В Петербурге это встречается не так часто.

Удивительно, что и тяжёлый 1917-й, и жуткие блокадные зимы пережили пузатенькие деревянные балясины на лестнице. В городе не так много домов сохранили в своей отделке дерево: в холода жгли всё, что горело.

Известно, что до революции в доме жили военные, инженеры и архитекторы. Главную же квартиру на втором этаже занимал сам владелец дома. Сохранились воспоминания его дочери Нины Алексеевны Кривошеиной. Её мемуары называются «Четыре трети нашей жизни», по ним был снят фильм «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым, Катрин Денёв и Сергеем Бодровым-младшим. Кроме самого дома, в мемуарах описана и квартира, где жила семья, — самая большая в доме, площадью в 500 квадратных метров.

Из воспоминаний Н. А. Кривошеиной (Мещерской):

«В 1912 году отец построил большой доходный дом № 22 по Кирочной улице, и зимой 1914 года мы в него переехали, в квартиру, которая занимала полтора этажа, с внутренней лестницей. У нас на Кирочной, 22 была большая биллиардная комната, где стоял отличный светлого дерева английский биллиард, а вдоль одной стены шли высокие, светлые, со спинкой скамьи. Играли все охотно — в пятнадцать шаров, и эта комната была центром домашней вечерней жизни, так как в войну не полагалось ни танцевать, ни устраивать домашние концерты — никаких внешних проявлений веселья у нас дома не допускалось, и даже в большом зале зажигалось только одно бра и по вечерам царила полутьма».

Интересно, что Нина Алексеевна запомнила год постройки дома с ошибкой. Сама она родилась в 1895 году, во время первой волны эмиграции она уехала из России, затем вернулась, а после — уехала опять.

Так она описывает вечер 25 октября 1917 года:

«Мне ещё ни разу не приходилось одной ночью оказаться на улице, хоть бы и на своей Кирочной. Шла всё быстрее; внезапно вдоль улицы с грохотом просвистело шесть выстрелов. Это что ж, в меня стреляют? — Да никого другого и нет. Я не выдержала и сколько было сил побежала, хотя сперва решила, что ни за что не побегу, что не надо показывать (кому собственно?), что так страшно. Наконец добежала до дома: к счастью, вход во двор был открыт, и я влетела под своды дома. Чёрная лестница была тускло освещена, я пробежала восемь или десять ступенек до нашей квартиры, и мне сразу открыли».

Сегодня квартира из книги продаётся. В ней сохранились исторические интерьеры — камины, деревянная отделка биллиардной, лепнина, паркеты. В квартире не так давно побывал блогер, исследователь старого фонда Максим Косьмин — он опубликовал снимки в своём инстаграм-аккаунте. Максим рассказал, что в 1990-е квартира была коммунальной, её разрезали на крошечные комнаты. Затем квартира была расселена, начались работы по её реставрации — и на этаж выше произошёл пожар. Пострадавшая часть была вновь восстановлена, но с тех пор работы в бывшей хозяйской квартире приостановились.

 

     

 

     

 

      

 

В советское время Кирочная была переименована в улицу Салтыкова-Щедрина. Согласно телефонным справочникам, в 1976 году тут располагался полотёрно-поломойный цех № 1 комбината «Трудпром» № 1, в 1978 году – пункт № 1 приёма заказов на поломойно-полотёрные работы комбината «Трудпром» № 1, а в 1982 и 1988 годах — ателье по приёму заказов от населения по комплексной уборке квартир комбината «Трудпром» № 1.

Сегодня дом № 22 по Кирочной улице охраняется государством с 2001 года. Его юридический статус — выявленный памятник.

Текст: Ксения Сидорина

Источник: Фотопроект "Секретные парадные Петербурга".