Главная страница ˃˃ Библиотека
Дом был построен в 1911 году в фешенебельной Артиллерийской слободе, занятой в
основном административными зданиями и доходными домами, принадлежавшими военным.
Исследователи архитектуры до сих пор спорят относительно того, кто был его
автором. Согласно основной версии, его спроектировал и построил дуэт из видного
зодчего Василия Васильевича Шауба и его не менее именитого коллеги по цеху
Претро Ипполита Александровича. Среди остальных построек своего десятилетия дом
выделяет нетипичный стиль. Такого нарядного, но одновременно ироничного
неоклассицизма в гремучей смеси с модерном в городе не найти. В 2019 году
особенно удивляют отлично сохранившиеся интерьеры парадной.
За симметричным фасадом прячется настоящая выставка отделочных материалов.
Парадная лестница облицована бело-серым мрамором, на стенах — пилястры,
отделанные венецианской штукатуркой под ценные породы камня. Потолок украшен
кессонами (декором в виде углублений на перекрытии). Сохранился лепной декор на
потолке и стенах, деревянная входная группа.
В парадной сохранились деревянные квартирные двери в неоклассическом стиле. Над
ними расположены плафоны с росписями, изображающими стилизованную лепнину, —
тоже оригинальными, начала ХХ века.
Окна в парадной украшены простыми, но изящными витражами. Геометрический узор из
стёкол разных фактур отличается от обычного петербургского витража того времени
— богатого на флоральные мотивы, яркого, очень декоративного. Красивая деталь,
которую сложно заметить сразу, — металлические переплёты витража в этом доме
шире, чем обычно в домах того времени. В этом доме металл — полноценное
изобразительное средство на холсте витража, он не служит только для того, чтобы
удерживать на месте стекла. Общая сдержанность решения оконного заполнения
компенсируется размерами самого проёма — в парадной так называемые «французские
окна», высотой от самого пола до потолка. В Петербурге это встречается не так
часто.
Удивительно, что и тяжёлый 1917-й, и жуткие блокадные зимы пережили пузатенькие
деревянные балясины на лестнице. В городе не так много домов сохранили в своей
отделке дерево: в холода жгли всё, что горело.
Известно, что до революции в доме жили военные, инженеры и архитекторы. Главную
же квартиру на втором этаже занимал сам владелец дома. Сохранились воспоминания
его дочери Нины Алексеевны Кривошеиной. Её мемуары называются «Четыре трети
нашей жизни», по ним был снят фильм «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым, Катрин
Денёв и Сергеем Бодровым-младшим. Кроме самого дома, в мемуарах описана и
квартира, где жила семья, — самая большая в доме, площадью в 500 квадратных
метров.
Из воспоминаний Н. А. Кривошеиной (Мещерской):
«В 1912 году отец построил большой доходный дом № 22 по Кирочной улице, и зимой
1914 года мы в него переехали, в квартиру, которая занимала полтора этажа, с
внутренней лестницей. У нас на Кирочной, 22 была большая биллиардная комната,
где стоял отличный светлого дерева английский биллиард, а вдоль одной стены шли
высокие, светлые, со спинкой скамьи. Играли все охотно — в пятнадцать шаров, и
эта комната была центром домашней вечерней жизни, так как в войну не полагалось
ни танцевать, ни устраивать домашние концерты — никаких внешних проявлений
веселья у нас дома не допускалось, и даже в большом зале зажигалось только одно
бра и по вечерам царила полутьма».
Интересно, что Нина Алексеевна запомнила год постройки дома с ошибкой. Сама она
родилась в 1895 году, во время первой волны эмиграции она уехала из России,
затем вернулась, а после — уехала опять.
Так она описывает вечер 25 октября 1917 года:
«Мне ещё ни разу не приходилось одной ночью оказаться на улице, хоть бы и на
своей Кирочной. Шла всё быстрее; внезапно вдоль улицы с грохотом просвистело
шесть выстрелов. Это что ж, в меня стреляют? — Да никого другого и нет. Я не
выдержала и сколько было сил побежала, хотя сперва решила, что ни за что не
побегу, что не надо показывать (кому собственно?), что так страшно. Наконец
добежала до дома: к счастью, вход во двор был открыт, и я влетела под своды дома.
Чёрная лестница была тускло освещена, я пробежала восемь или десять ступенек до
нашей квартиры, и мне сразу открыли».
Сегодня квартира из книги продаётся. В ней сохранились исторические интерьеры —
камины, деревянная отделка биллиардной, лепнина, паркеты. В квартире не так
давно побывал блогер, исследователь старого фонда
Максим Косьмин
— он опубликовал снимки в своём инстаграм-аккаунте. Максим рассказал, что в
1990-е квартира была коммунальной, её разрезали на крошечные комнаты. Затем
квартира была расселена, начались работы по её реставрации — и на этаж выше
произошёл пожар. Пострадавшая часть была вновь восстановлена, но с тех пор
работы в бывшей хозяйской квартире приостановились.
В советское время Кирочная была переименована в улицу Салтыкова-Щедрина. Согласно телефонным справочникам, в 1976 году тут располагался полотёрно-поломойный цех № 1 комбината «Трудпром» № 1, в 1978 году – пункт № 1 приёма заказов на поломойно-полотёрные работы комбината «Трудпром» № 1, а в 1982 и 1988 годах — ателье по приёму заказов от населения по комплексной уборке квартир комбината «Трудпром» № 1.
Сегодня дом № 22 по Кирочной улице охраняется государством с 2001 года. Его
юридический статус — выявленный памятник.
Текст: Ксения Сидорина
Источник: Фотопроект "Секретные парадные Петербурга".