Алексей Мещерский: "русский Форд"

Главная страница ˃˃ Библиотека

Алексей Мещерский: "русский Форд"

Статья из журнала "One2One magazine" №12, 2009 г. (издание финансовой корпорации УРАЛСИБ).

Среди русских инженеров, сделавших карьеру топ-менеджеров, пожалуй, самую высокую вершину одолел Алексей Павлович Мещерский (1867–1938), выпускник Горного института, ставший руководителем мощнейшего объединения машиностроительных заводов. Если князя Тенишева за размах и энергию называли "русским американцем", то Мещерский получил еще более почетное прозвище – его сравнивали с создателем американского автопрома Генри Фордом.

И еще одна характеристика – "архижулик". Так назвал Мещерского Владимир Ильич Ленин. Сразу после революции вождь вел с Алексеем Павловичем переговоры о "социализации" его заводов. Учитывая обстоятельства переговоров и личность самого переговорщика, "архижулик" – это, пожалуй, комплимент. Заметим, что в советское время имя Мещерского, эмигрировавшего на Запад, было забыто. Лишь с недавних пор в отечественных энциклопедических изданиях оно появилось вновь, причем с достойной характеристикой – "крупный организатор промышленности".

Род Мещерских, как и Тенишевых, вел родословную от некоего татарского мурзы, который пришел в Московское царство из Орды. Мурзе этому пожаловали княжеский титул и деревеньки в рязанской Мещере, которой весь род Мещерских обязан фамилией. Со временем ветвь, к которой принадлежал Алексей Павлович, утратила княжеский титул и обеднела, оставшись дворянами на воинской службе.

По воспоминаниям дочери Алексея Мещерского Нины (1895–1981), в замужестве Кривошеиной, первые годы жизни отец провел в смоленском имении Мещерских Долгушки. После смерти родителей опекуном несовершеннолетнего Алексея стал старший брат Александр, который отдал его в военный корпус в Москве. Учение давалось Алексею легко, он всегда был первым учеником в классе, но по окончании курса неожиданно для всех (командиры были буквально в шоке) отказался от военной карьеры и решил поступать в Петербургский горный институт. Он правильно понял, что будущее в России – за новой для страны тяжелой промышленностью. И в Горном институте Мещерский был одним из лучших и даже несколько раз ездил за границу в Бельгию и Францию – изучать европейский опыт.

В 1890 году Алексей Павлович окончил институт и некоторое время работал на Богословском горном заводе на Урале, затем он поступил на Коломенский машиностроительный завод под Москвой, а в 1896 году Мещерского пригласили на должность старшего инженера Сормовского завода под Нижним Новгородом.

Этот завод был основан еще в 1849 году, там делали знаменитые волжские пароходы, но к концу века предприятие захирело и было перекуплено новыми инвесторами, учредившими в 1894 году акционерную компанию – Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов "Сормово".

Фото 1. Сормово. Внутренний вид паровозосборочного цеха.

1906 г.

Компании нужны были новые менеджеры, способные вывести ее в число ведущих фирм металлообрабатывающей промышленности России. Выбор пал на Мещерского – и он полностью оправдал надежды хозяев и довольно быстро стал директором всего предприятия. Под руководством Алексея Павловича Сормовский завод был кардинально модернизирован. Построили новые цеха: железопеределочный, котельный, прокатный, – новые мартеновские печи. А в начале ХХ века в связи со строительством Великой Сибирской магистрали в Сормово стали делать паровозы, вагоны, паровые машины, мостовые сооружения и металлоконструкции, листовое и сортовое железо и прокат. В общей сложности на заводах работали около 12 тыс. человек.

В "Сормове" Мещерский переменил весь стиль работы по западному образцу: ввел строгую дисциплину и всячески культивировал корпоративный дух, внушая и рабочим, и инженерам, что работа в компании – это главное дело их жизни.

Сам Алексей Павлович появлялся на заводе не позже половины девятого утра, в сопровождении инженера и старшего мастера обходил цеха. А если возникали проблемы, старался решить их тут же, на месте. Кроме того, Мещерский всегда строго следил за тем, чтобы зарплата рабочим выдавалась вовремя и аккуратно (что до него не было заведено). За первые годы директорства Алексей Петрович не только сумел поставить Сормовский завод в ряды первых в стране, улучшить работу и жизнь рабочих, но и построил Народный дом на 1000 человек (в советское время подобные учреждения стали называть Домами культуры) и большой православный храм.

Фото 2. Сормово. Юбилейный 100-й паровоз.

1899 г.

Нельзя сказать, чтобы заводские рабочие его любили, но уважением он безусловно пользовался. Напомним, что именно Сормовский завод описан в романе Горького "Мать". В тяжелые недели революции 1905 года, когда завод буквально бурлил, Мещерский не только не побоялся выйти к многотысячной толпе рабочих, но и сумел перевести конфликт в мирное, переговорное русло.

Позднее, в том же 1905 году, Алексей Павлович получил предложение от семьи Струве, хозяев Коломенского машиностроительного завода, стать директором-распорядителем их предприятия и покинул Сормово. Мещерский переехал с семьей в Петербург, где находилось правление фирмы. Там он проработал вплоть до революции 1917 года.

Компания машиностроительного завода, основанного в 1863 году обрусевшим немцем инженером-полковником Амандом Егоровичем Струве недалеко от Коломны, первоначально занималась производством металлических мостов, затем перешла к изготовлению паровозов и железнодорожных вагонов, прославившихся по всей России и за ее пределами. Всего заводом было выпущено около 5 тыс. паровозов и 40 тыс. вагонов. Заметим, что паровозы Коломенского завода были удостоены высших наград на международных промышленных выставках в Милане (1906) и Бордо (1907), а также больших премий на выставках в Буэнос-Айресе (1910) и Турине (1911). С 1902 года Коломенский завод вторым в России после завода "Людвиг Нобель" в Петербурге стал выпускать двигатели-дизели для речных судов. Кстати, к колесному буксиру "Коломенский дизель" впервые в мире был применен термин "теплоход" (1907).

На заводе выпускались также локомобили, торфяные прессы, сельскохозяйственные машины и многое другое. Перед мировой войной Коломенский завод получил почетный заказ на постройку Дворцового моста в Петербурге, который и ныне украшает "град Петров". Открытие моста в связи с начавшейся войной состоялось только в 1915 году. Эти достижения прямо связаны с именем Алексея Мещерского, сумевшего еще более расширить громадное предприятие. Он стал не только техническим директором, но и членом правления компании, по сути, формируя стратегию фирмы.

Главной же его заслугой было объединение двух заводских фирм – "Коломны" и "Сормово". В 1912 году при поддержке Петербургского международного банка Мещерский создал первый в России трест "Коломна-Сормово", ядро которого составили предприятия двух заводов. Директором-распорядителем треста стал сам инициатор объединения. Обе фирмы совместно закупали сырье, исполняли заказы, хотя юридически оставались самостоятельными.

Кроме того, Мещерский был главой входивших в объединение Белорецких железоделательных заводов на Урале (с 1916 года) и московского завода общества "ШестерняЦитроэн", построенного в России французской фирмой "Ситроен". Он также входил в наблюдательный совет Петербургского международного банка, куда его как партнера по "Коломне-Сормово" пригласил глава банка Александр Вышнеградский, сын министра финансов при Александре III Ивана Вышнеградского.

Во многом благодаря Мещерскому в России появилось первое объединение крупных предприятий, основанное на принципе производственной кооперации. Алексей Павлович с полным основанием полагал, что, заручившись поддержкой банков и объединив в большой единый трест взаимоснабжающие друг друга заводы, он сумеет вывести русское машиностроение на европейский рынок. Основу металлургической базы треста составлял Кулебакский завод в Нижегородской губернии, шестерни поставлял завод "Шестерня-Цитроэн".

В 1916 году для улучшения снабжения сырьем Коломенская и Сормовская компании приобрели контрольный пакет акций Общества Белорецких железоделательных заводов, которое купило богатый железной рудой участок земли при горе Магнитной и планировало строительство металлургического завода. В 1916–1917 годах акционеры Коломенской и Сормовской компаний приобрели также контрольные пакеты акций Русского общества артиллерийских снарядов в Царицыне и Товарищества железоделательного Ташинского завода в Нижегородской губернии. Заметим, что к 1917 году на предприятиях треста "Коломна-Сормово" работали около 60 тыс. человек.

Фото 3. Пароход "А.П. Мещерский" на Волге.

Построен Сормовским заводом в 1912 г. Дважды переименовывался: в 1920 г. - "Карл Маркс", в 1958 г. - "Богатырь". Эксплуатировался до 1972 г.

Такой конгломерат мог создать только человек исключительных организаторских способностей, каким и был Алексей Мещерский. О его авторитете в деловых кругах свидетельствует такой случай: в 1912 году Сормовским заводом были спущены на воду 12 теплоходов, и один из них получил название "Алексей Павлович Мещерский", в кают-компании висел большой портрет директора завода.

Со временем Мещерский стал чрезвычайно богатым человеком как директор и акционер своих компаний. В 1912 году он построил собственный доходный дом в Петербурге на Кирочной улице близ Литейного проспекта и сам с семьей жил здесь в квартире, которая занимала полтора этажа. Дом был выстроен в стиле модерн с применением неоклассических деталей и роскошно отделан. Интерьеры отличались высокой художественной отделкой и были выполнены по последнему слову комфорта – просторные холлы, ванные, лифт.

Фото 4 (2005 г.). Дом, принадлежавший А.П. Мещерскому на ул. Кирочной, 22 в Петербурге.

При этом сам Мещерский вел достаточно скромный образ жизни для человека его положения. Одевался очень просто и строго, хотя заказывал платье у лучших портных Петербурга (сначала у чеха Калины, а потом у француза Энри), чрезвычайно близорукий, он постоянно носил демократичное пенсне, которое уже в эмиграции сменил на очки в роговой оправе. В еде Алексей Павлович был неприхотлив, хотя и имел, что называется, свои предпочтения: так, зеленый салат, который ежедневно подавался за завтраком, он всегда сам заправлял за столом оливковым маслом и французским винным уксусом. За завтраком пил минеральную воду Evian и стаканчик французского вина Chаteau Laffite, с особым уважением всегда относился к хлебу на столе и по возможности "преломлял" его рукой, а не резал ножом – считал, что это предмет священный и ножом его трогать нельзя. О его силе воли свидетельствует такой факт: страстный курильщик в молодости, Мещерский разом бросил курить в 32 года и с тех пор ни разу не притронулся к табаку.

Отнюдь не все в тогдашней России понимали смысл того, что он делал, многие объясняли его активность исключительно жаждой личной наживы. Вообще отношение к крупным бизнесменам, олигархам, по нашей сегодняшней терминологии, в интеллигентской России было всегда настороженным, а то и враждебным. Даже в собственной семье Мещерского не понимали. Жена считала ужасным, что ее муж стал банкиром, а Александра Ивановича Вышнеградского, одного из талантливейших финансистов России, буквально ненавидела и называла не иначе, как "этот делец".

Подобные настроения царили во всем обществе и в конечном итоге послужили почвой для победы "антибуржуйской" революции, которая была уже не за горами. После февраля 1917 года в обстановке разброда и шатаний Мещерскому пришлось взять на себя роль одного из политических лидеров российских предпринимателей.

В апреле по его инициативе было основано Добровольное общество экономического возрождения России, главная цель которого – подготовка к выборам в Учредительное собрание.

Октябрь 1917 года Мещерского не испугал. Он считал возможным сотрудничество предпринимательских организаций с советской властью, но отвергал введение рабочего контроля на предприятиях. В конце 1917 – начале 1918 года он вел переговоры с правительством Ленина, в ту пору желавшего создать государcтвенно-капиталистический трест на базе объединения "Коломна-Сормово" с участием старых "спецов". Предполагалось устроить смешанные общества с участием собственников предприятий, с одной стороны, и представителей советской власти – с другой. Мещерский надеялся, что советская власть долго не продержится, и считал необходимым сделать все, чтобы на какое-то время сохранить status quo. Он ждал появления нового, не большевистского правительства.

Однако в июне 1918 года Ленин решился на национализацию промышленности и услуги Мещерского стали не нужны. Осенью 1918 года он был арестован ВЧК, несколько недель провел в Бутырской тюрьме, откуда ему удалось освободиться, подкупив чекистов. Затем были нелегальный переход русско-финской границы и эмиграция во Францию. Там гению российского капитализма удалось устроиться на должность ingеnieur-conseil (инженера-консультанта) и хотя с трудом, но сводить концы с концами. Скончался Алексей Павлович в ноябре 1938 года, "сгорев" за три дня. По воспоминаниям дочери, он не пережил "мюнхенских событий". Понимая, что новая мировая война неизбежна, Алексей Павлович постоянно повторял: "Неужели еще раз пережить полный крах всего, нет, на это уж нет больше сил!" Похоронили его на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Выдающийся организатор производства, Мещерский проделал огромный путь от небогатого дворянина, выросшего в смоленской глуши, до лидера почти всей тяжелой промышленности России. Если бы не революция, он мог бы оставить далеко за собой Форда, с которым его сравнивали.

***

Примечание: Фото 1-3 М.П. Дмитриева с сайта РУНИВЕРС, фото 4 Д. Соловьева (добавлены мной - А. Апель).